Несмотря на то, что некоторые территории Украины являются оккупированными в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, они остаются неотъемлемой частью территории Украины, на которую распространяется действие Конституции и законов Украины.

Согласно ст. 3 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» временно оккупированной территорией является сухопутная территория Автономной Республики Крым (далее — АРК) и города Севастополя, внутренние воды Украины этих территорий внутренние морские воды и территориальное море Украины вокруг Крымского полуострова и т.д.

В контексте работы судебной системы для многих людей актуален вопрос, что делать с судебными делами связанными с Крымом, какова процедура защиты своих прав в суде на оккупированной территории, в частности в какой суд обращаться сейчас при нарушении прав и свобод, а также можно ли путем обращения в судебные органы в г. Киев защитить свое право.

Как известно, на оккупированных территориях созданы препятствия функционированию большинства государственных органов Украины, а также судов различных инстанций.  С целью обеспечения прав граждан на оккупированных территориях в законодательство Украины, были внесены некоторые изменения, касающиеся процедуры обращения в судебные органы.

На основании этих изменений, которые отражены в ст. 12 ЗУ «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» можно сделать следующие вывод.

— Дела, подсудные местным общим судам, расположенным на оккупированных территориях рассматриваются местными общими судами города Киева, определяемыми Апелляционным судом города Киева. Напомним, что местные общие суды, как суды первой инстанции рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях.

— Административные дела, подсудные местным общим судам как административным судам (для примера — дела о наложении штрафов за нарушение правил дорожного движения) на оккупированных территориях рассматриваются местными общими судами города Киева, определяемыми Киевским апелляционным административным судом.

— Гражданские дела (например — земельные, трудовые, наследственные споры), подсудные общим апелляционным судам, расположенным на оккупированных территориях, рассматриваются Апелляционным судом города Киева.

— Административные дела (например — обжалование решений государственных органов) Окружной административный суд АРК, рассматриваются Киевским окружным административным судом; административные дела Окружного административного суда города Севастополя — Окружным административным судом города Киева, а Севастопольского апелляционного административного суда — Киевским апелляционным административным судом.

— Хозяйственные споры (например — дела по договорным спорам между хозяйствующими субъектами) Хозяйственного суда АРК, рассматриваются Хозяйственным судом Киевской области, а хозяйственные дела Хозяйственного суда города Севастополя — Хозяйственным судом города Киева; хозяйственные дела Севастопольского апелляционного хозяйственного суда — Киевским апелляционным хозяйственным судом.

— Уголовные производства, подсудные местным судам, расположенным на оккупированных территориях рассматриваются одним из районных судов города Киева, определенным Апелляционным судом города Киева.

— Уголовные производства, подсудные Апелляционным судам на оккупированных территориях рассматриваются Апелляционным судом города Киева.

— Вопросы, относящиеся к полномочиям следственного судьи, в уголовных процессах на стадии досудебного расследования и осуществляются на территории АРК и города Севастополя, рассматриваются следственными судьями районных судов города Киева, определенными Апелляционным судом города Киева.

— Подследственность уголовных правонарушений, совершенных на временно оккупированной территории, определяется Генеральной прокуратурой Украины.

С одной стороны , может показаться , что эти изменения должны решить проблемы людей, которые хотят реализовать свое право на судебную защиту, однако остаются существенные проблемы с использованием этих изменений на практике, пока отсутствует четкий алгоритм действий как граждан, так и собственно судей.

Из Закона следует, что подсудность в большинстве случаев фактически определяет один из соответствующих апелляционных судов в городе Киеве, но неизвестно, как иск или другой  документ в рамках судебного дела должен попасть в этот суд. Теоретически вариантов несколько. Первый предполагает, что гражданин обращается в надлежащий суд в АРК, последний направляет это дело в апелляционный суд в г. Киеве, который уже окончательно решает какой суд рассмотрит дело. Другой вариант — это обращение непосредственно в соответствующий суд в Киеве.

Однако, возникает вопрос: каким образом будут передаваться материалы дела в первом случае ?

И если пойти по этому пути, необходимо обращаться в местный суд на оккупированной территории и ходатайствовать о переводе дела согласно территориальной подсудности. Одновременно вряд ли можно ожидать успешности этого действия. На данный момент пока нет примеров, что это приносит результат.

Более перспективным, с точки зрения рассмотрения дела, является обращение непосредственно в соответствующий суд в Киеве и соответственно дальнейшее рассмотрение этого дела в Киеве.

Так, в Едином реестре судебных решений уже есть немало дел, которые были приняты украинскими судами руководствуясь Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Примеры таких судебных решений по территориальной подсудности можно найти здесь:

http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/38748267

http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/38820176

http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/38746213

Одновременно как и в первом случае здесь возникает целый ряд проблем, в частности относительно получения документов из суда АРК, где дело рассматривалось в первой инстанции, кроме того проблема уведомления другой стороны о производстве по делу и т.д.

Но в отличие от первого пути, здесь суды разных инстанции пытаются решить эти проблемы. В частности, за последний месяц высшие суды пытались дать определенные разъяснения по решению таких проблем. В частности, Высший Хозяйственный суд, выдал разъяснение (http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/v-615600-14) в котором отметил, что «в случае невозможности передачи материалов дела из хозяйственного суда, расположенного на временно оккупированных территориях, в хозяйственный суд, который должен рассмотреть соответствующее заявление (ходатайство), совершение необходимых процессуальных действий осуществляется по документам и материалам, представленным участниками судебного процесса, достаточными для принятия соответствующего судебного решения. При этом невозможность отправки любых почтовых отправлений в адрес участников судебного процесса, которые находятся на временно оккупированных территориях, должна быть подтверждена соответствующей справкой (письмом) предприятия связи».

Вопрос уведомления другой стороны о процессе суды пытаются решить и путем размещения текста повесток в сети Интернет на официальном веб — портале «Судебная власть Украины» в разделе объявлений соответствующего суда. Пример , можно найти здесь:

http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/38814961

Но во втором пути есть другая, не менее серьезная проблема, которая возникает в сфере исполнения решения суда. Вряд ли, принятое в Киеве решение, будет выполнено в разумные сроки. Скорее всего, его выполнение будет отсрочено до нормализации политической ситуации на оккупированных территориях, то есть на неопределенный срок. Но и в таком случае гражданам можно обращаться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека.

Важно также отметить , что если Вы — житель Крыма, то у Вас есть еще один вариант выхода из ситуации — обратиться в суд, который находится в Крыму и работает в соответствии с Федеральным конституционным законом РФ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Ваше дело будет рассматриваться в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Вы должны быть готовы к тому, что российские и украинские законы серьезно отличаются. Однако, и в данном случае решение суда РФ не предостережет Вас от проблем с его выполнением.

Как видим, приняв новый закон, Верховная Рада Украины, продолжая свои «традиции», не предусмотрела механизма его внедрения. Отсутствуют также и все необходимые разъяснения судов или Министерства юстиции по данному вопросу, а, следовательно, единственное, что остается гражданам — это не ждать пока что-то изменит законодатель, а «стучать во все возможные двери » — хоть одна из них да откроется!

Tags: ,

Добавить комментарий